8 основных причин неисправности топливной форсунки, не пропустите!

 8 основных причин неисправности топливной форсунки, не пропустите! 

2025-08-31

Перед началом статьи кратко: задача топливной форсунки заключается в распылении дизельного топлива мелкими каплями в камеру сгорания для формирования качественной горючей смеси с воздухом.

 

Топливная форсунка устанавливается в головку цилиндра, её распылитель погружается в камеру сгорания дизельного двигателя. В условиях высоких температуры, давления и агрессивной среды движущиеся внутренние элементы топливной форсунки подвергаются удару высокоскоростного потока топлива и абразивному воздействию мелких частиц, что приводит к быстрому износу и коррозии. Поэтому топливная форсунка — один из самых часто выходящих из строя компонентов топливной системы дизельного двигателя.

Топливная форсунка

Ниже кратко рассмотрим распространённые неисправности топливной форсунки и меры предосторожности.

1、Плохое распыление топливной форсунки

Когда давление впрыска низкое, отверстия засорены нагарами, торцы пружины изношены или упругость пружины снижена, топливная форсунка открывается преждевременно и закрывается с задержкой, что приводит к плохому распылению.

Для одноцилиндрового дизеля двигатель не работает; для многокамерного — падает мощность, выхлоп содержит чёрный дым, работа двигателя неравномерна. Крупные капли топлива не сгорают полностью, стекают по стенкам цилиндра в поддон, повышая уровень масла, снижая вязкость, ухудшая смазку и потенциально вызывая заклинивание подшипников или цилиндров.

 

Решение: разобрать топливную форсунку, очистить, отремонтировать и отрегулировать.

2、Повреждение обратного трубопровода топливной форсунки

При сильном износе игольчатого клапана или плохой посадке корпуса игольчатого клапана в корпусе топливной форсунки обратный поток топлива увеличивается, достигая 0,1–0,3 кг/ч. Если трубопровод повреждён или установлен неправильно, топливо теряется впустую.

Поэтому обратный трубопровод должен быть целым и герметично установлен, чтобы топливо возвращалось в бак. Если трубопровод подключен к фильтру, на конце следует установить обратный клапан, чтобы предотвратить возврат топлива в топливную форсунку.

 

3、Расширение отверстий игольчатого клапана

Из-за постоянного воздействия высокого давления отверстия игольчатого клапана постепенно увеличиваются, давление впрыска падает, длина струи уменьшается, распыл дизеля ухудшается, а нагар в цилиндре увеличивается.

 

Решение: для однокамерной игольчатой топливной форсунки отверстие >1 мм — на конце положить стальной шарик 4–5 мм и аккуратно постукивать, чтобы уменьшить диаметр. Для многоплунжерной прямой впрысковой топливной форсунки используется специальный штамп из быстрорежущей стали для лёгкого удара по отверстиям. Если регулировка не помогает — заменить игольчатый узел.

 

4、Заклинивание игольчатого клапана

Вода или кислые вещества в топливе вызывают ржавление игольчатого клапана; при повреждении конической поверхности в цилиндр могут попасть горючие газы, образуя нагар и заклинивая иглу. Топливная форсунка теряет способность впрыска, цилиндр перестаёт работать.

 

Решение: замочить игольчатый узел в отработанном масле до кипения и появления дыма, затем аккуратно извлечь иглу с помощью мягкой ткани и плоскогубцев, смазать чистым маслом, провернуть иглу в корпусе до плавного выхода. Если проверка топливной форсунки не удовлетворяет — заменить игольчатый узел.

 

5、Износ торца корпуса игольчатого клапана

Торец корпуса подвергается повторным ударам иглы, со временем образуются вмятины, увеличивается ход иглы, что влияет на работу топливной форсунки.

 

Решение: зажать корпус на шлифовальном станке для обработки торца, затем отполировать с помощью тонкой шлифовальной пасты на стекле.

 

6、Подтекание и пропуск воздуха при установке топливной форсунки в головку цилиндра

При установке необходимо тщательно очистить углубления от нагара, медная прокладка должна быть ровной, нельзя использовать асбест или другие материалы.

Если прокладка изготовлена самостоятельно — использовать медь необходимой толщины, чтобы выступ топливной форсунки над плоскостью головки соответствовал требованиям. Крышка топливной форсунки должна быть установлена впадиной вниз, при затяжке избегать перекоса, равномерно затягивать по крутящему моменту. Иначе головка топливной форсунки может деформироваться, вызывая утечку и пропуск воздуха.

 

7、Износ направляющей поверхности иглы и корпуса

Игольчатый клапан движется внутри корпуса многократно, при попадании абразивов из топлива направляющая поверхность изнашивается, увеличивается зазор или появляются царапины, что вызывает увеличение утечек топливной форсунки, падение давления, уменьшение количества впрыска, задержку времени впрыска и затруднение запуска двигателя.

 

Решение: при чрезмерной задержке времени впрыска заменить игольчатый узел.

 

8、Подтекание топлива топливной форсунки

Во время работы коническая поверхность игольчатого клапана подвергается сильным ударам, а высокое давление топлива постоянно воздействует на неё, появляются царапины и пятна, теряется герметичность, топливная форсунка капает.

При низкой температуре двигателя из выхлопной трубы идёт белый дым, при повышении температуры — чёрный дым и нерегулярные хлопки. При прекращении подачи в цилиндр дым и хлопки исчезают.

 

Решение: разобрать топливную форсунку, нанести на головку иглы немного хромовой шлифовальной пасты (не в отверстие!), отшлифовать коническую поверхность, промыть дизельным топливом, протестировать топливную форсунку. Если не подходит — заменить игольчатый узел.

 

Если хотите, я могу подготовить всю серию статей о топливной форсунке в виде единого полного русскоязычного руководства для обучения и справки.

Главная
Продукция
О нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение